понедельник, 30 марта 2009 г.

Мичиган

Мичиган - очень красивый штат. Холмистый рельеф, леса, озера, кукурузные поля, яблоневые, вишневые и персиковые сады, виноградники.... Оказывается, солнечные лучи здесь падают на землю под таким же углом, как во Франции и в Калифорнии. Плюс песчаная почва и мягкий климат. Все условия для выращивания винограда и производства вин. А ведь это северный штат США! Растительность напоминает мне юг России или Украину - кипарисы, пирамидальные тополя, белые акации, каштаны. Фермы, уютные чистые городки, нет никакой пыли и грязи. Аккуратно подстриженные лужайки, цветы.
Мы живем в одном из таких маленьких городков. На, довольно короткой, главной улице расположены церковь, банк, почта, несколько магазинчиков, бензозаправка и Шеви-дилер, где можно купить новое или подержанное авто. Остальная часть городка состоит из одно и двухэтажных жилых домов, нескольких церквей и двух школ. За пределами этого поселения разбросаны фермы.

Меня совершенно поразила молочная ферма: красивое белоснежное здание коровника, зеленый лужок, белый заборчик. Рядом - фермерский магазин и ресторан. В сторонке стоит экскурсионный трактор с симпатичным прицепом-вагоном. За пятнадцать баксов вы можете объехать и осмотреть всю территорию фермы, а также побывать внутри коровника, полюбоваться на ухоженных коров и крепких, счастливых телят, расслабляющихся на свежей, желтой соломе. Чуть в стороне - большой дом владельца. Все это благолепие живописно раскинуто на холме. Лирический пейзаж удачно дополняют несколько упитанных холеных силуэтов домашних животных черно-белой раскраски, мирно пасущихся тут же, неподалеку. Иногда владелец этого чудесного хозяйства устраивает вечеринки, например, в честь начала производства нового сорта мороженого. Тогда приглашаются все желающие попробовать бесплатное мороженое, посидеть, пообщаться на свежем воздухе под разноцветными зонтиками и, рвущимися в небесную высь, воздушными шарами. ОК, проедем еще дальше, мимо вишневых и яблоневых садов и притормозим возле другого фермерского магазина (farm market). Здесь продаются свежие фрукты и овощи, сладкая мичиганская клубника, черешня, черника, невероятно вкусная выпечка, мед и сувениры. Позади маркета, на фоне поля усеянного желтыми тыквами - несколько деревянных построек, горок и мостиков по которым скачут и карабкаются маленькие козочки. Это мини-зоопарк. Ламы, ослики, миниатюрные лошадки, павлины, кролики и даже верблюды радуют и детей, и взрослых. Тут же можно купить горстку сухого корма из автомата, за 25 центов, и покормить животных. Все это так мило, так для людей, что на глаза наворачиваются слезы умиления и в голову приходит шальная мысль: - Господи, как в раю!.

Наше комьюнити сконцентрировано вокруг небольшого озера так, что у нас есть свой собственный пляж, детский парк и здание для мероприятий. Такое впечатление, что мы живем на турбазе - теплое озеро, в котором плавают большие черепахи, сосны, необыкновенно чистый воздух, родниковая вода из крана... И в то же время, здесь налицо все признаки цивилизации и прекрасно развитая инфраструктура. Четко работают все службы - почтальон привозит письма и утренние газеты к завтраку, мусорщики забирают гарбич по пятницам, имеются кабельное или спутниковое ТВ на выбор, скоростной интернет, благоустроенные жилые дома - все удобства мегаполиса.

До озера Мичиган 5 миль. Гигантское озеро-море, бесконечная полоса пляжа, белоснежный звучащий песок (при ходьбе издается странный звук), холодная, чистая, прозрачная вода, шум прибоя, ветер и океан свежего воздуха. Я в полном восторге! Я так люблю морской пейзаж, солнце, обжигающее кожу, песчинки, прилипшие к моим загорелым ногам. Люблю простор, много воды и неба. Вся эта роскошь и для меня, а не только для владельцев миллионных особняков и их личных пляжей. Радует, что границы их территорий условны, не выражены в виде заборов, так уродующих побережье. Можно даже прогуляться пару миль туда и обратно, но только вдоль кромки воды. Для "простого" народа имеются публичные пляжи и платные парки с парковками. Публика радостно катается на скутерах, загорает, строит песчаные крепости, запускает воздушных змеев, кормит чаек, а смельчаки купаются. Вода бывает по настоящему теплой только недели две за все лето, но зато какое это невероятное удовольствие - поплавать в чистых, прозрачных, пресных волнах.
Над парком гордо возвышается кирпичный маяк. За символическую плату в два доллара можно преодолеть множество чугунных ступенек винтовой лестницы, посмотреть на оборудование, а главное, можно выйти на опасный балкончик на самой верхотуре, крепко схватиться за перила и обалдеть от всей этой красоты - ветра, срывающего одежду, солнца, потрясающего вида на озеро и на песчаные дюны, исчезающие в дымке далеко на горизонте. Рядом, на Серебряном озере есть отличное развлечение - катание по дюнам. Это веселая, сумасшедшая экскурсия предлагает обозреть диковинные дюнные пейзажи и почувствовать скорость. Вид транспорта на выбор: большие вездеходы-вагоны на несколько человек или багги. Также можно сыграть там в мини-гольф, покататься на аттракционах и полакомиться мороженым.

Я очень люблю ездить в Пентватер - небольшой городок на берегу Мичигана. Здесь отдыхают миллионеры. Около яхтклуба, в заливе, толпятся сотни великолепных яхт.
По главной улице важно разьезжают громоздкие "Хаммеры". Гостепреимно распахнуты двери магазинчиков, ресторанов, артгалерей. Здорово побродить неспеша по главной улице, потолкаться среди людей, зайти в артгалерею или в таинственный полумрак магазина "Антик", где продаются старинные и не очень вещи и предметы домашнего обихода. Мебель, посуда, шляпки, журналы 50-х годов, инструменты, игрушки. Мы можем часами рассматривать этот "хлам". Мой младший сын говорит, что это - как пройти через время...

Пентватер работает исключительно на туристов, поэтому здесь так оживленно в летнее время. А в типичном городке Мичигана обычно не встретишь ни души. Нет пешеходов на улицах, зачастую нет даже тротуаров. Здесь никто не ходит пешком! Все сидят в машинах. Первое время это сводило меня с ума. У меня даже возникла навязчивая идея, я хотела увидеть людей! Я вспоминала, как это было прекрасно в России - пройтись по магазинам, заглянуть на рынок, встретить знакомых, поболтать. Я думала, ну хорошо, в нашей провинциальной округе нет людей, никто не гуляет, а если и рискнешь пройтись пешком, то будешь жестоко облаен собаками, но уж в большом городе, таком, как Гранд Рапидс, наверняка можно увидеть людей. Я начала приставать к мужу, умолять свозить меня в Гранд Рапидс. Наконец он сдался. Я просто сгорала от нетерпения, неужели я смогу походить по улицам в толпе себе подобных! Каково же было мое разочарование, когда я увидела большой и совершенно пустынный, практически вымерший город. У меня еще теплилась надежда, что может быть в Детройте... Нет, не было людей ни в Детройте, ни в Лансинге - столице Мичигана.

Проблема в том, что система американского города в корне отличается от системы европейского города. Я искала, милый моему сердцу, европейский город, в центре которого можно хорошо провести время, посетить магазины, посидеть в открытом кафе, полюбоваться на играющих возле фонтана детей. Здесь, в городской суете, все хаотично перемешано, и жилье, и магазины, и офисы. Американский же город имеет строгое функциональное зонирование и включает в себя: деловой центр, жилую часть и торговую зону. Деловой центр (downtown) - это куча небоскребов, где расположены офисы всевозможных компаний, к ним прилагаются многоэтажные парковки, может быть музей или концертный зал, несколько отелей. Жилая часть - жилые одно, двухэтажные дома с гаражами, причем, чем больше город, тем теснее, плотнее друг к другу они расположены. Торговая зона, как правило, вынесена на окраину. Здесь, в гигантских молах, сконцентрированы магазины, рестораны, парковки. Эти оживленные торговые центры являются единственным местом, где, действительно, можно увидеть людей. Есть, конечно, в США и редкие исключения, такие, как Нью-Йорк или Лос Анджелес. Но я там еще не бывала. Думаю, что когда-нибудь мы съездим и на Западное побережье, и на Восточное. А пока с энтузиазмом осваиваем направление Север-Юг.

Я всю жизнь мечтала водить машину, спала и видела себя за рулем. Мечта сбылась! Мы живем в кантри. Здесь нет никакого общественного транспорта! Нет автобусов, нет такси, пешком тоже далеко не уйдешь. Все, от мала до велика, катаются на личных авто. Старшеклассники - в школу, родители доставляют своих чад на спортивные соревнования, бабушки - в магазин или в церковь... Меня совершенно потрясли эти, с виду немощные американские старушки, бодро мчащиеся по highway со скоростью 110 км в час. Начав ездить самостоятельно, я смотрела по сторонам на разноцветные Вангоговские поля, отороченные стеной пирамидальных тополей, легкие перелески, на дорогу, бегущую по холмам, и часто ловила себя на мысли, что всю эту красоту я уже видела когда-то...
Да, я видела эти пейзажи в моих, так часто повторяющихся, снах тогда, давным давно, тысячу лет назад, на моей далекой, заснеженной Родине...

Мне очень даже по душе пришелся комфортабельный климат Мичигана. Длинное, жаркое лето и теплая, снежная зима. Снег не лежит долго, дороги почти всю зиму бывают сухими.
Но если начинается снегопад, то, в считанные часы, все кругом покрывается толстым рыхлым слоем белой, небесной благодати. Снега выпадает не просто много, а очень много!
Это явление здесь называют лэйк эффект сноу. Теплый, влажный воздух, поднимающийся мощным, беспрерывным потоком над гигантской, незамерзающей поверхностью озера Мичиган встречается с холодным ветром, дующим в сторону нашего штата с противоположного берега, из Висконсина, Канады, Аляски и даже Сибири! Так что над озером постоянно работает большая фабрика по производству снега. Интересно, что в Висконсине совсем другой климат. Зима там холодная, неснежная и сухая. Я вспоминаю нашу русскую, затяжную, ледяную зиму, наше слишком короткое, обманчивое лето средней полосы России и радуюсь, что мне так сильно повезло. Мы попали в настоящий рай!


Мичиган
август, 2008